К дискриминации в том числе приводят последние законодательные инициативы Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — в частности, о принудительном лицензировании ВИЧ-препаратов.
Американские фармпроизводители (в РФ, в частности, работают AbbVie, AstraZeneca, Bayer, Johnson&Johnson, Novartis, Pfizer, Sanofi) считают, что российское законодательство недостаточно защищает права на интеллектуальную собственность, следует из доклада Ассоциации фармацевтических компаний Америки (PhRMA). «Члены PhRMA также сталкиваются с многочисленными барьерами, препятствующими доступу на рынки в России, особенно из-за политики замещения импорта»,— отмечается в документе.
Как следует из доклада, основной проблемой для американских компаний становится невозможность защитить патенты на производство лекарств. Российские производители, отмечают американские эксперты, могут регистрировать аналоги препаратов, срок патента на которые еще не истек. Судебные решения в случае подачи иска компанией-патентообладателем, как показывает практика, обычно выносятся не в их пользу. В том же случае, когда суд все-таки выносит запрет на производство без патента, срок, необходимый для прохождения всех судебных процедур, позволяет таким компаниям выпустить препарат на рынок. Чтобы решить эту проблему, в России необходимо ввести механизм, позволяющий улаживать патентные споры до получения компанией регистрации препарата.
С не меньшими сложностями американские компании сталкиваются и в государственном сегменте российского фармрынка. «Несмотря на обязательства, принятые Россией в качестве члена Всемирной торговой организации, она продолжает дискриминировать иностранные компании на государственных торгах по закупке лекарств»,— отмечают эксперты PhRMA, оценивая регулирующую деятельность Минпромторга. Принятие законопроекта «третий лишний», запрещающего участие иностранных производителей в торгах по закупке лекарств и медтехники для госнужд при наличии двух российских компаний (подробнее см. “Ъ” от 3 сентября 2014 года), вводит основу для «дискриминационной практики». Авторы доклада также негативно оценивают инициативу российского правительства законодательно закрепить монопольное право поставки препаратов для лечения ВИЧ и гепатита за одной из российских компаний. Кроме того, Россия активно занимается поддержкой локальных производств через выдачу различных субсидий. В совокупности эти действия властей нарушают обязательства России как члена ВТО и препятствуют доступу российских пациентов к необходимым лекарствам, следует из документа.
Критику американских производителей также вызвал ряд инициатив ФАС. Например, предложения ведомства ввести для ряда лекарств механизм принудительного лицензирования (дает возможность другим компаниям производить препарат до окончания срока патентной защиты). Кроме того, в 2015 году ведомство выпустило «дорожную карту» на тему «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которая, в частности, предлагает изменения в критерии патентоспособности для любого нового свойства продукта или нового применения известного активного ингредиента лекарственного продукта. В ближайшее время ФАС завершит разработку поправок, которые позволят ведомству определять, не являются ли патенты компаний «необоснованно выданными для небольших модификаций уже существующих лекарственных средств». Патентная защита в таком случае, по мнению ФАС, негативно влияет на конкуренцию и государственные цены. «В случае принятия, эти поправки неправомерно ограничат в России наличие патентов на инновационные лекарственные средства, снизят стимулы к инновациям и, опять же, будут противоречить обязательствам России в ВТО»,— отмечают эксперты PhRMA.
Комментариев нет:
Отправить комментарий